Сериал «Каштановый человечек».
Возвращение классического скандинавского нуара во всей красе.
Холодным осенним утром на детской площадке в пригороде Копенгагена обнаружен труп молодой женщины с отрезанной рукой.
Неподалеку полиция находит странную улику — человечка, сделанного из каштанов и палочек.
Замороченный начальник убойного отдела поручает заняться этим делом самой смышленой сотруднице Найе Тулин — той, что горит на работе в ущерб семье, оставив маленькую дочку на попечение деда.
В напарники Тулин он определяет малахольного чужака Хесса — недавно его турнули из Европола, и теперь он болтается под ногами в убойном и всем мешает.
Скоро на руках у Тулин и Хесса оказывается не одно, а два дела: обнаружена вторая убитая с каштановым человечком поблизости. Но самое поразительное, что на каштановых человечках криминалисты во главе с опытным Симоном Генцем нашли отпечатки, принадлежащие пропавшей год назад Кристине Хартунг, дочери министра Розы Хартунг.
Подозреваемый в убийстве девочки сознался, был признан невменяемым и отбывает наказание — вот только он не смог показать, где зарыл труп.
Сериал «Каштановый человечек» - меткий выстрел в сердце поклонников жанра. Здесь все как мы любим, начиная с фигуры главной героини — незадачливой тетки в мешковатой одежде с несложившейся личной жизнью. Сама Тулин, и ее напарник — типичные потеряшки, затыкающие полицейской рутиной дыры в биографии, компенсирующие работой неумение правильно жить.
Вот она, главная интрига северного нуара, — она вовсе не в том жива ли Кристина Хартунг, а в том, с чего бы этим скандинавам в их невообразимо благополучных странах — и так страшно живется? В государствах всеобщего социального благополучия со справедливым политическим устройством, где благословенную природу хранит забота об экологии и где придумали хюгге — созданную из ничего концепцию уюта.
А вот поди ж ты: если верить авторам северных детективов, в Датском и смежных королевствах прогнило примерно все.
Недаром одна из главных героинь нового сериала Свейструпа — министр социальных дел, которая занимается вопросами благополучия детей. Но где тонко, там и рвется: в скандинавских нуарах дети — главная ценность чадолюбивого северного сообщества — становятся заложниками ошибок взрослых. А взрослые только и делают, что ошибаются.
Глава убойного отдела сует палки в колеса Тулин и Хессу — только чтобы не совались с вопросами к госпоже министерше, хотя новые убийства очевидно связаны с похищением ее дочери.
А сами полицейские не ошибаются даже — они лажают: устраивают засады не там и не тогда, доверяют не тем, кому надо, лезут в самое логово тьмы без подкрепления, бродят вокруг загадки кругами.
У Хесса, при его нервическом складе, очевидно семь пядей во лбу. Он, как хорошая ищейка с вечно дрожащим носом и тоской в глазах, всегда готов сорваться с места и взять след.
Тулин — трудяга, которая днюет и ночует на работе и в упор не видит того, что происходит прямо у нее под носом.
Хотя надо отдать должное режиссеру, мастерски конструирующему сюжет и все время подбрасывающего своим героям — и зрителям — ложные разгадки.
Но генеалогия зла в скандинавском детективе неизменна: наряду с человеческими пороками это всегда сбой системы, призванной обеспечить социальную справедливость.
Со времен расцвета скандинавского детектива на ТВ прошли годы, и новый детектив Свейструпа (одноименный роман вышел в 2018-м) уже не выпевает новую мелодию, а аккуратно воспроизводит старые.
В сравнении с классикой (скандинавские нуары «Мост» и «Убийство») действие ускорилось, сгустилось до шести серий, а стальную и серую гамму в кадре сменили осенние цвета бурой ржавчины, похожей на кровь.
Но здесь есть то, за что мы любим северные детективы. Это атмосфера осенней смури, неизбывная меланхолия и представление о том, что мир несовершенен и справедливости в нем ждать неоткуда.
А аутичные копы все равно будут ночевать в участке в поисках разгадки.